Исследователи

 

Исследователи и хореографы

Ред. Алексей "Бекар" Бурносенко. Добавлено 3.11.2012, Минск.

Немалую роль в популяризации беларусских народных танцев играла труппа В. Голубка, созданная в 1920 г. (с 1921 г.— Вторая беларусская государственная труппа, с 1926 г.— Беларусский государственный передвижной театр, с 1932 г.— БГТ-3). Ряд танцев здесь поставил К. Алексютович.
К. Алексютович высоко ценил работу своих предшественников, с большим уважением и тактом относился к их творчеству, продолжая их благородный труд. В своем творчестве К. Алексютович не отрывался от народного искусства, и это дало ему возможность возродить большое количество забытых танцев. Он сценически усовершенствовал и обогатил народный танец ярким орнаментальным узором, разработал новые, близкие народным, технические элементы движений, создал ряд полек, вертушек, которые органически вошли в лексику народного беларусского танца. К. Алексютович сохранял в каждом танце народный колорит, характер образа. Балетмейстер аранжировал фольклорный материал и возвращал его народу в обогащенном виде. На его счету ряд созданных танцев, вошедших в сокровищницу беларусской хореографии.
В создании национального балета принимали участие и талантливые балетмейстеры Беларусского театра оперы и балета, открывшегося в Минске в 1933 г. (теперь — Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР),— С. Дречин, Л. Крамаревский, К. Муллер. Благодаря их деятельности этот театр стал одним из действенных популяризаторов национального танцевального искусства. Элементы танцевального фольклора нередко вплетались в ткань классических балетов, и народный танец использовался при создании национальных балетов.
Народный танец занимает все большее место в творчестве профессиональных коллективов республики. В 1937 г. при Беларусской филармонии был создан Ансамбль беларусской народной песни и пляски (художественный руководитель — И. Любан, балетмейстер — К. Алексютович). В 1940 г. в Белостоке Г. Р. Ширма создает Беларусский ансамбль песни и танца (балетмейстер — И. Хворост), реорганизованный в 1950 г. в Государственный хор БССР (ныне — Государственная академическая капелла БССР). В 1952 г. начинает свою деятельность Государственный народный хор БССР под руководством Г. И. Цитовича (в 1959—1964 гг. назывался Беларусским государственным ансамблем песни и танца).

В 1959 г. заявил о себе один из ведущих художественных коллективов республики — Государственный ансамбль танца БССР (художественные руководители А. Опанасенко, С. Дречин). Бережно собирая старинные образцы танцевального фольклора и обрабатывая их, этот коллектив создает на их основе новые танцы и сюжетные постановки. Отражение современности средствами народной хореографии, постоянное совершенствование выразительных средств, обусловливающих индивидуальный неповторимый почерк исполнительского мастерства,— главное в работе артистов этого коллектива.
Сегодня хореографическое самодеятельное искусство достигло подлинного расцвета. Многие коллективы художественной самодеятельности стали своеобразными творческими лабораториями народного танцевального искусства. Бережно храня лучшие традиции танцевальной культуры, изучая народный танец и пропагандируя его, самодеятельные танцоры познают все многообразие красок и образов народного искусства, учатся владеть им, стараются возродить в первозданном виде беларусские обряды, хороводы, танцы.
Уже первые смотры танцевальных коллективов продемонстрировали массовость этого искусства, несущего в себе огромные художественные богатства. Воплотились в жизнь слова В. И. Ленина «Искусство принадлежит народу».
В первых рядах художественной самодеятельности — коллективы, которым за высокое артистическое мастерство, активную концертную деятельность, богатый художественный репертуар присвоено почетное звание народных. Таких коллективов к 1975 г. в республике было уже более 40 (народных ансамблей танца — 27, народных ансамблей песни и танца — 15). Среди них народные ансамбли танца Гомельского Дворца культуры имени В. И. Ленина Белоруовкой железной дороги (балетмейстер А. Ры- бальченко), «Лявоніха» Дворца культуры Минского ордена Ленина и ордена Октябрьской революции тракторного завода (балетмейстер Н. Чистяков), «Радасць» (Брест, балетмейстер А. Воробьев), «Колас» (Витебский РДК, балетмейстер К. Портной), «Вясёлка» Дворца культуры Бел- совпрофа (балетмейстер В. Яминский), народные ансамбли песни и танца «Маладосць» (Вицебск, балетмейстер И, Сериков), «Нёман» (Гродно, балетмейстер Л. Ляшенко), агитационно-хореографический ансамбль «Журавінка» Ивенецкого Дома культуры Воложинского района и др. Самодеятельные танцевальные ансамбли существуют при многих сельских Домах культуры. Художественное мастерство лучших танцевальных коллективов приближается к профессиональному уровню.

В последние годы создано несколько этнографических ансамблей танца. Их участники, преимущественно люди среднего и пожилого возраста, хранят традиционные народные танцы в их первозданном виде. Деятельность этих ансамблей должна привлечь пристальное внимание наших балетмейстеров.
В советское время выросла плеяда замечательных беларусских хореографов — знатоков народного танца. Слова М. И. Глинки «Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» можно смело отнести и к творчеству таких беларусских балетмейстеров, как К. Алексютович, К. Муллер, С. Дречин, А. Рыбальченко, П. Акуленок, И. Сериков, Л. Ля- шенко, И. Хворост, Н. Чистяков, К. Портной и др. Их имена вошли в историю развития беларусского танца, как имена аранжировщиков, создателей и популяризаторов беларусской национальной хореографии. Они сумели собрать, творчески обработать и донести до самых широких народных масс изумительные образцы беларусской народной хореографии.
Большой знаток танца Ф. Лопухов утверждает: «Создание нового возможно лишь при познании старого, ибо в старом есть предпосылки нового» 50.
Балетмейстер-постановщик должен творчески развивать танцевальный фольклор, используя такие средства художественной выразительности, как народный хореографический язык, беларусская певучая мелодия, своеобразные линии беларусского орнамента. Но воссоздание народных танцевальных движений для балетмейстера — не самоцель, а лишь средство раскрытия идейного содержания танца.
В послевоенные годы создано много новых танцев. Беларусские балетмейстеры стремятся средствами танца отобразить богатую и многогранную советскую действительность. Здесь происходит тот же процесс, что и в развитии репертуара народной песни. Замечательный знаток и ценитель песенного фольклора народная артистка СССР Людмила Зыкина пишет: «Как ни милы нам старинные песни, донесшие до нас историю, быт, переживания русских людей, не можем мы жить только отблеском прошлого, волнует нас настоящее, то, чем сейчас дышим, о чем думаем, мечтаем».
Вместе с развитием тематики развиваются и выразительные средства беларусской хореографии. Она обогатилась новыми сложными техническими движениями. Композиционные построения и движения стали свободнее, шире.
Успешно работает над разработкой фольклорного материала балетмейстер И. Сериков. Его хореографические работы отличает яркий, своеобразный почерк постановщика-фольклориста, твердо придерживающегося
принципов народности в искусстве. На богатом фольклорном материале И. Сериков создал сценические варианты беларусских танцев «Бабылі», «Дударыкі», «Несцерка» и др.
Балетмейстер П. Акуленок — автор «Калгаснай полькі». Фольклорный колорит этого танца способствовал его популярности. И сегодня «Калгасная полька» входит в репертуар многих коллективов.
Хореографы бережно хранят традиции народного танца и используют их при создании новых оригинальных произведений. Примером подобного отношения может служить танец «Смаргонскія баранкі». Местечко Сморгонь Ошмянского уезда Виленской губернии помимо известной «медвежьей академии» издавна славилось своими баранками.
В беларусском танце «Смаргонскія баранкі», созданном балетмейстером И. Хворостом, интересно, с тонким народным юмором изображается, как сморгонские женщины умело пекут эти знаменитые лакомства.
Жизнь ставит перед танцевальным искусством новые задачи. Современные сюжетные танцы раскрывают образ героического советского народа — строителя коммунизма, воспевают его радостный труд, выражают жизнеутверя?дающий оптимизм. Тема сегодняшнего дня стала основной в творчестве наших балетмейстеров профессиональных танцевальных ансамблей и многочисленных танцевальных коллективов художественной самодеятельности.
Из их богатого, разнообразного репертуара можно назвать такие но- пые танцы и хореографические сцены: «Шлях Кастрычніка», «Беларусь у оям'і братніх народаў» (балетмейстер А. Рыбальченко), «Салігорскія шахцёры», «Квітней, родная Беларусь» (балетмейстер Н. Чистяков), «Мы славім працу» (балетмейстер И. Черняк), «Дзвінскія ўзоры» (балетмейстер А. Серый), «Мы з Віцебска», «Полечка-віцябляначка» (балетмейстер И. Сериков), «Язвенскія ўзоры», «Воранаўская кадрыль» (балетмейстер К. Портной), «Палескія плытагоны» (балетмейстер В. Соколов), «Залатыя каласы» (балетмейстер Л. Ляшенко), «Палескія хлопцы» (балетмейстер А. Опанасенко).
Сюжетные танцы «Даяркі» (балетмейстер Р. Левин), «На птушкафер- ме» (балетмейстер А. Воробьев), «Нарачанскія рыбакі» (балетмейстер В. Каврус), «Ударніцы» (балетмейстер И. Хворост), «На нашай ніве» (балетмейстер П. Бондаренко) в поэтических образах раскрывают моральный облик советского человека, показывают быт новой, социалистической деревни.
Беларусский народный танец вышел на широкую арену, став неизменным спутником народных торжеств, участником праздников песни, массовых театрализованных представлений.
Искристое искусство наших народных ансамблей танца известно далеко за пределами республики. В репертуаре беларусских профессиональных ансамблей танца и танцевальных коллективов художественной самодеятельности большое место занимают танцы народов СССР. В свою очередь наши беларусские танцы вошли в концертный репертуар коллективов многих союзных республик. Это — свидетельство крепнущей дружбы народов СССР, взаимного обогащения их культур.
Талантливый беларусский народ через столетия пронес и сохранил свою национальную культуру, лучшие народные обычаи, песни и танцы. Неиссякаемый источник народного хореографического творчества раскрывает перед нами все краски танцевальных рисунков и движений, кружевные узоры построений, выразительность мелодий,— всю танцевальную палитру, так необходимую нам сегодня для создания новых современных танцев.
Клара Цеткин вспоминает мудрые слова В. И. Ленина: «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старое»?»

Цитата дня:

Если нет своей цели в жизни, то приходится работать на того, у кого она есть.

ИЮНЬ

2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30