Календарные циклы

Календарные циклы Беларуси.

Традиционные обряды и ритуалы Беларуси - богатая и многогранная тема. И это далеко не самамя малоизученная тема среди всего традиционного фолька. Среди них и "Купалье", и "Коляды", и "Женитьба Тярэшки". О традиционных обрядах Беларуси написано много книг и статей, а некоторые из обрядов и ритуалов даже получили статус памятников традиционной культуры Юнеско. Наши российские соседи порой любят заимствовать этнографические данные изучения Беларуси для воссоздания родноверческих праздников.

В этом разделе мы предлагаем читателю вкратце познакомится с теми из обрядов и ритуалов, о которых и так много информации. Но еще больше информации мы предложим о тех традиционных праздниках Беларуси, которые, скорее, неизвестны читателю. 


 

Новая статья от 05.03.2014 - Календарь Марта.

МАРТ ( Сакавик)

Сакавик (бел.) — Март, время, когда березы дают сок. Названия этого месяца в старину в Великом Княжестве Литовском и в окрестностях были разные: на севере от нас он назывался "сухый" (малоснежный) или "сухий" от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге - "березозол", от действия весеннего солнца на берёзу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. В Украине это Березень (на березах набухают почки), в словении - Сушец (сухой, мало снега), в Болгарии Сух. В древней Жмудзи это Ковас - в переводе - грач. Также были названия Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название "пролётного", так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое "пролетье" (праздник которого отмечается 7 мая).

Древние народные праздники Марта:

1 марта: День Марены

Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны - День Мары Марены - Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы и Леля. В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы». В народе ее называли Кикиморой одноглазой В народе ее называли Кикиморой одноглазой Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Народные приметы к этому дню: Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная. Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых. Если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления. Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» — морозу продолжаться, наклонились их побеги — к оттепели.

9 марта: Сороки, Жаворонки 

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!» После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

14 марта: Овсень малый 

В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы). На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября. 19 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.

17 марта: День Герасима-грачевника 

Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек — «грачей». Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит».

Арт-директор Срендневекового Теара Аннушка Нестерова в роли Чумы.Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Её представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если её изображали в виде женщины, то голова её была маленькая, с напёрсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ёе была безобразна, одежда — неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе. В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи. Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов. Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц. Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было её перемыть водой, настоянной на папоротнике.

Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета. По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья — отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.

24 марта: Камаедзица — Масленица

Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица — не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции. По сути — это земледельческий Новый год. Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей».

В этот день было принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу, оставляли для них на всю ночь накрытыми столы. Праздновать Масленицу — едва ли не самое веселое время в году — начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины посиделки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день». Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось. Последние два дня праздника были наполнены всеобщим весельем. На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее.

25 марта: Открытие Сварги — закликание Весны:

  • Жаворонушки, летите!
  • Нам зима-то надоела,
  • Много хлебушка поела!
  • Вы летите и несите
  • Весну красную, лето жаркое!
  • Весна-красна, ты на чем пришла?
  • Ты на сошечке, на бороночне…
  • Весна-красна, что ты нам принесла?
  • Принесла я вам три угодья:
  • Первое угодьюшко – Животинушка в полюшке;
  • Другое угодьюшко – С сошечкой в полюшке;
  • Третье угодьице – Пчелки на полете;
  • Да еще угодьице – Миру на здоровьице!

Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня Весну кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. На Открытие в третий и в последний раз закликается Весна, когда открывается Сварга никто не работает. Обряд закликания Весны связывали с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. С наступлением утра угощаются ржаным печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Главными, самыми активными, участниками обряда были девушки и дети. В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Также все играют в обрядовую игру «круглые горелки».

30 марта: Ладодение

В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами — это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады — покровительницы любви и брака. Некоторые исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь-рожениц (аналогичные божества есть в пантеонах почти всех индоевропейских народов). Между тем, Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал Ладу с Венерой. Праздник Ладодения традиционно сопровождался у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Девушки и молодые люди проводят первые хороводы, посвященные Богине Ладе, покровительнице любви и брака. Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну.

Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место — над дверью, чтобы сохранять пространство. С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия — славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц — кобениться (вспомните выражение: ты что выкобениваешься?). Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни. 22 сентября проводится праздник Лады.

Source: https://vk.com/vedovstvovk

 

Недельный цикл. Основа всех циклов. 

Семидневная неделя и приметы, связанные с ней в традиционной народной обрядности Беларуси.

Тыдзень - не славянскае вынаходніцтва, хутчэй за ўсё гэта адкрыцьцё вавілонскай цывілізацыі, якое базуецца на рытме змены фаз Месяца. Далей, гэтае адкрыцьцё было запазычына старажытнымі іўдэямі, а ўжо надалей разам з хрысьціянствам, біблейская лягенда аб сямі днях тварэньня была ўспрынята славянскім сьветам.

У 312 годзе (ад Р.Х), калі Канстанцін Вялікі робіць "дзень Сонца" афіцыйным сьвяточным днём, сядміца або семь дней тыдня набылі цалкам іншы сэнс і назаўсёды ўвайшлі ў жыцьцё чалавека як універсальны рытм чалавецтва.

Кожны дзень тыдня самадастатковы, самагодны, напоўнены сваім міфалагічным, касмаганічным, культуралагічным, сацыяльным, псіхалагічным і магічным зьместам.

Панядзелак

Самым складаным для разуменьня агульнай сэнсавай нагрузкі з'яўляецца менавіта панядзелак. У адным выпадку, панядзелак лічыцца першым днём, іншымі словамі - зыходным, пачатковым момантам новага тыдня. У другім выпадку, гэты дзень успрымаецца другім днём тыдня, або дакладнее, першым пасьля нядзелі. За панядзелкам устойліва захавалась характарыстыка цяжкага, нядобрага, няўдалага дня. "Панядзелак - дзень цяжкі", г.зн адказны, ён прымушае быць прадбачлівым у сваіх учынках. Толькі такія адносіны да яго дазваляюць верна зразумець сэнс наступнага фразеалагізма: "У панядзелак нават цыган у дарогу не зьбіраецца".

Адным з вызначальных чыньнікаў у данным выпадку будзе сымболіка пачатку, якая праяўляецца ў шматлікіх бытавых і абрадавых сітуацыях: першы сноп, першыя засеўкі, першы выган скаціны ў поле, першы вянок дома, першае дзіця, першае рытуальнае купаньне дзіцяці і г.д. Та выключная ўвага, якая вылучалась у абрадавай практыкі пачатку, асабліва выразна зафіксавана ў замовах: "першым разком, Божым часком", "першым разам, лепшым часам Госпаду Богу памолімся".

Негатыўныя адносіны

* Не пачынайце ў панядзелак важныя справы (змена працы, бізнэс, купля-продаж і г.д).

* Ніколі нельга запазычываць грошы ў панядзелак - увесь тыдзень выдатак. З панядзелку на ўвесь тыдзень - шчасце або няшчасце.

* Не пажадана класьціся ў гэты дзень у лякарню - ваша хвароба можа зацягнуцца.

* Асабліва ўважлівай у панядзелак трэба быць цяжарнай жанчыне.

* Ня варта ў гэты дзень саджаць курыцу на яйкі - будуць адны пеўнічкі і ня сейце ў панядзелак лён, не саджайце капусту - карысці ня будзе.

* Гэты дзень лічыцца няўдалым для нараджэння чалавека, яго па жыцці будуць пераследваць няўдачы, нешанцаванне.

Тыя людзі, якія нарадзіліся ў панядзелак.

Народжаным у панядзелак не па плячу вялікія справы. Наспраўдзе, характар у гэтых людзей, як правіла, рашучы і ўпарты. Шматлікае ў іх жыцьці залежыць ад іхняга настрою. Калі вы будзеце прыставаць да такога чалавека з маральнымі павучаньнямі, то натыкнёцеся на высокую жалезабетонную сьцяну, а ў крайніх выпадках набудзеце ў яго асобе ворага. Народжаныя ў панядзелак любяць паразмаўляць, але больш за ўсё яны любяць, каб іх слухалі і перыядычна ўсхвалялі. Не пазычаюць, а пра свае пазыкі хутка забываюць, пры гэтым заўсёды заўважаюць прамашкі іншых, не забываючы высмеяць іх пры ўсіх. Народжаныя ў панядзелак ядуць шмат мяса, любяць кветкі. Аднак тыя, хто нарадзіўся бліжэй да вечара, мякчэйшыя па натуры і больш душэўныя.

Аўторак

Аўторак - другі дзень тыдня. Ён спрыяльны для таго, каб распачаць разнастайныя сямейныя й сельскагаспардарчыя справы. Цяжка беспамылкова адказаць на пытаньне: чаму такое лаяльнае стаўленьне да гэтага дня з боку народнай сьвядомасьці, аднак, відавочна, што сярод магчымых варыянтаў могуць быць прапанаваны наступныя: Па-першае, аўторак, як і чацьвер - так званыя "мужчынскія", а таму шчасьлівыя дні, супрацьстаяць нешчасьлівым дням - "жаночым": серада й пятніца. Па-другое, у славянскай традыцыі перавага аддавалася цотным лічбам як носьбітам жыцьцёвага пачатку (параўнаце з біблейскім: "кожнаму тварэньню па пары").

Аўторак - дзень для вялікіх пачынаньняў (пераезд, пачатак будоўлі, зьмена працы і г.д.) Парны пачатак, аўторак лічыцца самым спрыяльным днём для сватаўства - ніколі "ад варот паварот" не атрымаеш, але ў той жа час не бяруць шлюб напярэдадні серады й пятніцы, г.зн. у аўторак ды чацьвер. Хто ў гэтыя дні ажэняцца, доўга разам жыць ня будуць. У гэты дзень можна лёгка адпраўляцца ў далёкую дарогу - пашанцуе, паездка атрымаецца плённай, багатай на ўражаньні. Аўторак - гэта самы лепшы дзень адымаць дзіця ад грудзей: ён ня будзе прасіць соску, хутка навучыцца есьці з лыжкі. У аўторак гаспадыні хадзілі зажынаць першы сноп, адпаведна сеялі ярыну, а курыцу-несушку саджаюць на яйкі.

Тыя людзі, якія нарадзіліся ў аўторак.

Народжаныя ў аўторак сутулыя, смуглыя, з кароткай спартовай стрыжкай і яшчэ некалькі неахайны. Яны аматары складаць байкі, у іх таксама адсутнічае пачуцьцё сарамлівасьці, таму здрады іх не дзівяць. Любяць па-спрачацца. У той жа час яны адважныя, "сваіх" у бядзе ня кінуць, абавязкова прыйдуць на выручку. Доўгажыхары, можа быць таму, што ўмеюць прыстасоўвацца. Да старасьці гэтыя людзі дасягаюць значных посьпехаў, запасаюць капітал, але звонку аб іх не падумаеш, так, як яны ўмеюць маўчаць. Іхняя замкнёнасьць, панурасьць не адштурхоўваюць, а разьмяшчаюць, бо іх прымаюць за самавітых, надзейных людзей.

Серада

Серада - сярэдні дзень тыдня, лічыцца жаночым пачаткам, сымболіка лічбы - 3. У славян-хрысьціян серада - нешчасьлівы дзень, нішчымны, таму што менавіта ў сераду Юда здрадзіў Ісусу Хрысту. У праваслаўных хрысьціян нішчымнай з'яўляецца ня толькі серада, але і пятніца. Адсюль, і народныя выразы: "Чаго косішся, як серада на пятніцу" або "надуўся як серада на пятніцу".

Лягенда

Аднойчы сустрэліся серада й пятніца, ды й пайшлі разам. Насустрач ім шоў чалавек з кірмашу, параўняўся з імі, павітаў іх "Дабрыдзень" і пайшоў сваёй дарогай. Але ж заспрачаліся серада с пятніцай, каго ж з іх павітаў чалавек. Спрачаліся-спрачаліся і вырашылі пераспытаць таго чалавека. Пабеглі спытаць, дык так моцна разагналіся, што "пераляцелі" таго падарожніка і пайшлі яму насустрач. Чалавек жа, убачыў зноў тых жа жанчын, зьдзівіўся і нават спалохаўся: "Што за ліха. Я ж толькі што павітаўся з німі, а яны зноў насустрач ідуць". Але ж яшчэ раз павітаўся "Дабрыдзень!". А серада з пятніцай і пытаюцца яго "Ты з кім вітаешся? Каго больш любіш? Каго больш паважаеш?". На што чалавек у адказ: "Да за што вас любіць та, калі і серада, і пятніца дні нішчымныя, абедзьве голадам мардуюць, а яшчэ павагі патрабуюць. А любім мы нядзелю!". Так і не атрымалася серадзе й пятніцы вызначыць, хто ж з іх лепшы. Аднак у беларусаў ёсьць рэгламентуючыя нормы паводзін, якія канстатуюць: "У сераду ня сьмейся, у пятніцу ня плач".

Пазытыўныя адносіны

* Калі серада выпадала на (растучы) Месяц, тады падобнае спалучэньне лічылася спрыяльным для закладаньня пячы або новай хаты.

* Травы, прызначаныя для лчэньня дзяцей, - ад кашля, ад спалоху, для купаньня, - зьбіраюць у сераду.

* Сон, які прысніўся ноччу з серады на чацьвер, мае значэньне прадказаньня, яму нададзена ступень вяшчунства.

* Знахары настойліва рэкамендуюць у сераду здымаць цяжкія замовы, радавыя праклёны; гэты дзень таксама удалым лічыцца для лячэньня радавой гарачкі.

Негатыўныя адносіны

* У сераду нельга ісьці ў дальнюю дарогу, бяліць печ, хадзіць у сваты, непажадана купаць дзяцей.

* Шматгадовыя назіраньні беларускага народа даюць падставы мяркаваць, што парасяты, якія нарадзіліся ў сераду, звычайна зьнікаюць.

* Нельга сеяць агуркі - ня будзе ўраджая.

Тыя людзі, якія нарадзіліся ў сераду.

* Хто ў сераду нарадзіўся, той лічыцца здольным у любой справе. Нездарма кажуць: “У сераду радзілася, да ўсяго прыгадзілася”. Нажаль, тыя, хто нарадзіўся ў сераду, недаўгавечны. Шмат тых, хто жыве толькі да малалецтва, аднак калі пры падтрымцы планет, бацькоў і сваіх уласных сіл пяройдуць небясьпечную мяжу, тады жывуць доўга. Той, хто нарадзіўся ў сераду, вельмі адрозьніваецца ад народжанных у панядзелак і аўторак: тварам прыгожы, статны, норавам лёгкі. Для сямейнага жыцьця не бывае чалавека больш адданага. Народжаныя ў сераду славалюбівыя й чыстасардэчныя. Пры ўсіх сваіх добрых якасьцях, у душы яны няшчасьлівыя і самотныя, але ўсё ж пакорліва нясуць свой крыж і кладуць жыцьцё на алтар сям'і. Праўда, у сям'і іх часта крыўдзяць. Што датычыцца грошаў - іх проста няма ў гэтых людзей (пра такіх кажуць: "у сераду раніцай нарадзіўся").

Чацьвер

Чацьвер - "мужчынскі" дзень тыдня, якому адпавядае лічба "чатыры". Чацьвер як і аўторак відавочна сьведчыць аб тым, што ў славянскім каляндары адбыліся істотныя зьмены, якія прывялі да дзіўнага культуралагічнага парадоксу. Парадкавыя нумары аўторка і чацьвера - парныя (2-й і 4-й), але цотныя лічбы заўсёды былі праявай жаночага пачатку. І гэтым лічбам адпавядалі бы такія дні як серада й пятніца. І тады б некаторая тэндэнцыйнасць у стрыманым стаўленьні да гэтых дзён супадала бы ў сымболікай жаночага (цотнага) радавога пачатку. Парадокс жа аўторка і чацьвера ў тым, што яны адлюстравалі жаночы (цотны) пачатак у парадкавай нумарацыі, але пры гэтым захавалі назвы мужчынскага роду, чым, уласна, і матывуецца пазытыўнае стаўленьне да аўторка й чацьвера.

Пазытыўныя адносіны

* Пачатак будаўніцтва хаты

* Сватаўство

* Зажынкі

* Квасілі капусту, займаліся засолкай агуркоў

* Стрыглі пазногці (падчас Маладзіка), каб жыць у дастатку на працягу года

* На Беларускім Палесьсі ў чацьвер выпякалі вясельны каравай.

Тыя людзі, якія нарадзіліся ў чацьвер.

Звычайна тыя, хто нарадзўся ў чацьвер, маюць прыгожую зьнешнасьць: сьветлы тварык са здароваю чырваньню, янымі вачыма.Не пазычаюць, лепей будуць меней есьці, ды й дзеля ўласнай кар'еры яны ня будуць "падстаўляць" супрацоўнікаў, не чытаюць мараль. Любяць ваду, як правіла, добра плаваюць. Смачна гатуюць, любяць госьцяў, сьпяваць шчырыя песьні. Народжаныя ў чацьвер - добрыя сябры, клапатлівыя бацькі.  

(По материалам Сергея Петровского и vk.com/topic-2483482_4432157)


 

Весенний сев.

Завацкая Виктория /ЕжеВика/. Статья добавлена 12.10.2012

Международный день счастья, Всемирный день борьбы с Интернет-зависимостью… Как много праздников и поводов для них у современного человека! Однако весьма немногие из нас знают о празднике наших предков – дне первого выхода на пашню. В этот день, одетый в новую одежду крестьянин-язычник ранним утром отправлялся пахать, взяв с собой в качестве оберегов и символов достатка хлеб да соль. Обработав всего две-три борозды, крестьянин возвращался домой к празднично накрытому столу, на котором его поджидало заботливо испеченное хозяйкой обрядовое печенье в форме серпа, сохи, бороны. Считалось – чем богаче накрыт стол, тем богаче будет урожай.

Наиболее благополучными днями для весеннего сева считались вторник и суббота (особенно если это были пасмурные и безветренные дни); помимо того сев приурочивали и к полнолунию (полная луна символизировала полный колос).

В день весеннего сева в доме крестьянина должны были поддерживаться чистота и порядок. Считалось – в этот день ничего нельзя давать в долг         (а не то с одолженной вещью перейдет и часть урожая). Засев производили отборными семенами, которые были смешаны с зерном, взятым из венка, завитого по окончании жатвы («дажынак»).

 

 

Цитата дня:

Всякая медаль не только блестит, но и отбрасывает тень.

Уинстон Черчилль

АВГУСТ

2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31