Литература о традиционных песнях и манере исполнения

Литература о традиционных народных песнях и манере исполнения.

Раздел продолжает пополняться. Если вы заметили ошибки перевода или желаете предложить материалы для размещения в разделе, пожалуйста, свяжитесь с редакцией портала. С уважением, Средневековый театр огня "Плутовской Театр ДиГриза"

Падушачка.

 

Один из весьма распространенных старинных народных хороводов. Танец-игра. Распространен по всей территории Беларуси. Исполняется под припевку: 

Падушачка, падушачка 

Мая пухавая, 

Адна ў мамкі дачушка, 

Дзеўка маладая. 

 

У нядзелю на кірмашы 

Шоўку прыкупіла, 

Пухавую падушачку 

Міламу пашыла. 

 

- Прыедзь, прыедзь, мой міленькі, 

Памыю падлогі, 

Пухавую падушачку 

Пасцялю пад ногі. 

 

Як прыехаў, як прыехаў 

Мой міленькі позна, 

Параскідаў, параскідаў 

Падушачкі розна. 

 

Як прыехаў, як прыехаў 

Мой міленькі з места, 

Параскідаў, параскідаў 

Падушачкі ў места. 

 

- Калі, дзеўка, мяне любіш, 

Дай шчыра шануеш,

- Пухавую падушачку 

Ты мне падаруеш. 

 

- Пухавую падушачку 

Не магу аддаці, 

Прыйду позненька з вячорак 

На чым буду спаці? 

 

- Вазьму, дзеўка, цябе замуж 

Гэтаю вясною. 

На падушачцы пуховай 

Будзем спаці двое. 

 

- На падушцы, на пуховай 

Мякусенька спаці, 

Харошую, прыгожую 

Люба цалаваці. 

 

Дзяўчыначка, дзяўчыначка 

Мая маладая, 

Падушачка, падушачка

Мая пухавая.

 

Каго люблю, каго люблю, 

Таго пацалую, 

Пуховую падушачку 

таму падарую.

 


Аб традыцыйных народных сьпевах Беларусі.

Ред. Алексей "Бекар" Бурносенко. Добавлено 3.11.2011, Минск, Беларусь.

Наиболее распространенной формой песенного сопровождения танцев являются частушки, или «прыпеўкі» — популярный жанр народной лирики. Их предшественницами были свадебные, дударские и другие припевки. Интенсивное развитие этого жанра особенно заметно со второй половины XIX в.35 «Прыпеўкі» (частушки) — постоянные спутники танцев и игр. Исполнение частушек иногда превращалось в своеобразное состязание. Это придавало танцам еще более жизнерадостный, часто шуточный характер. По сообщению И. О. Карского, в Гродненской губернии «хлопцы з дзеўками танцуюць, скачуць вальца, круцёлку, мяцеліцу, польку и казака. Калі дзецюк возьмець дзеўку ці маладзіцу скокаць, то ен падчас танца абавязкова сьпяе ёй куплет ці прыпеўку, ў адказ на што яна яму прапяе нешта падобнае, а часцей яшчэ больш заборыстае...Усе дзеўкі й маладзіцы мігам падхапілі гэтую прыпеўку хорам. Увогуле ні адзін дзецюк (парень) не пратанчыць з дзеўкай ці маладзіцай без прыпевак, на якія першыя не адказалі бы падобнымі».

Надо отдать должное дударям и скрипачам, которые часто экспромтом сочиняли и исполняли частушки-припевки, сопровождая ими свою игру. П. В. Шейн отмечал, что «эти «припевки» (или приговоры) чаще всего поются или, вернее, припеваются дударями и скрипачами... в самом пылу своей игры, когда они очень одушевятся, войдут в смак, как здесь говорится...
Танцующие не оставались в долгу перед музыкантами и посвящали им свои задорные припевки.
Народные названия частушек известны во множестве вариантов в разных уголках Беларуси: «прыпеўкі», «скакухі», «скакушкі», «таптушкі», «плясухі», «плясушкі», «дрындушкі», «тарадайкі», у Н. Я. Никифоровско- го встречаем еще «вытынанні», «выдрыганцы», «падскокі», «вытанкі», «вітушкі», «акалушкі», «брандушкі» и др. Как видим, большинство этих названий свидетельствует о непосредственной связи частушки с танцем, пляской. Е. Романов отмечал, что исполнение частушек при танцах сопровождалось «присвистом и гиканьем».

 

Цитата дня:

Самым важным слагаемым формулы успеха является умение ладить с людьми

Теодор Рузвельт

АПРЕЛЬ

2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30